Наш Приазовский край богат талантами. Мы гордимся поэтами, художниками, воспевающими красоты того родного уголка, где они живут и трудятся, восхищаемся вдохновенным творчеством людей, увлекающихся многими видами искусства, радуемся успехами самородков, которые своими руками «дивные дива творят».

Таков и герой нашего повествования Владимир Романович Хабенюк. Его с уверенностью по праву можно назвать неординарной личностью. Прекрасно играет на гитаре, а поёт с таким чувством военные патриотические песни, что у слушателей порою выбивает слезу. С успехом 14 лет выступал в составе группы ВИА «Такт» Генического сыродельного комбината.

За какое бы дело Володя не брался, всё у него получается отлично, а это потому, что главной чертой характера является целеустремлённость умноженная на трудолюбие.

Эти качества никогда не подводили в жизни 62-летнего геничанина. Любую свою мечту, задумку умеет воплощать в реальность. С детства любит море и корабли, мечтая создать подобие настоящего корабля и умчаться в своих мыслях в дальние морские просторы. Тельняшка греет его тело и сейчас.

У Владимира Романовича необычное хобби: вот уже 50 лет творческой жизни он доказывает преданную верность увлечению судомоделированием.

Мог за 4 дня сделать с соблюдением всех масштабных пропорций такую подводную лодку другу в подарок, что у того была радость неимоверная! Какие он только не делал кораблики! Занимаясь с 10 лет в кружке судомоделирования при Геническом Доме пионеров, которым руководил уже покойный Алексей Илларионович Панков, Володя постиг «секреты» создания существующих и исторических кораблей.

С удовольствием делал движущиеся судомодели, которые участвовали даже в областных соревнованиях на водных дистанциях. Имеет за усердие множество наград. А ещё он увлекался автоспортом и на картинге добивался победных результатов. Одним словом, человек талантлив во всём, и я это знаю не один год!

Недавно он пригласил меня к себе в гости, чтобы похвастаться своей новой работой.

Перед моим взором предстал «шедевр» Володи — знаменитый парусный корабль давнего прошлого Черноморского флота «Двенадцать апостолов».

— Ух ты! Замечательно! Ты знаешь, просто поражает филигранная точность воспроизведения копии легендарного линейного корабля!

Довольный похвалой Романович заулыбался, так его с уважением называют многие друзья, а я начал ему задавать вопросы, на которые он умеет отвечать со знанием своего любимого дела.

— Скажи, а почему пришла в голову идея соорудить именно этот корабль?

— Потому, что в оригинале он очень красивый, и не только снаружи, но и изнутри, построен был из дерева разных ценных пород, а с деревом я с детства люблю доверительно общаться. А главное, корабли, как и люди, имеют свою судьбу. А у этого парусного судна она была довольно сложной. Как и моя работа над макетом корабля. Весь творческий процесс длился в течение 5 лет. Я успел узнать очень много интересного для себя, повысив и своё мастерство в судомоделировании. Пришлось обращаться за многими советами в интернет, а чертежи брал из специального журнала, который так и называется «Двенадцать апостолов». Он приходил наложенным платежом на почту раз в неделю, Стоимость одного экземпляра 75 гривен. Для всего этапа работы приобрёл 120 штук. Дело в том, что к каждому экземпляру прилаживается соответствующая инструкция и всего несколько деталей, да и не все они отвечали моему восприятию пошагового технологического процесса.

Кое-что приходилось изменять, искать свои варианты. К примеру, на штурвал с журналом пришло всего 5 деталей, а я для сущей достоверности поставил 82. И это при том, что работы велись в неудобном масштабе:1: 100. Палубу делал 2 месяца. Использовал берёзовые планочки, которые сам выпиливал и нарезал. Есть и конструкторы со всеми деталями сооружения «Двенадцати апостолов», но такая судомодель обойдётся в 30 тысяч гривен! Строить корабли, даже макеты, всегда дорогое удовольствие.

— Я понимаю, Володя, что средств и терпения на создание такого красавца ушло много. А если какой- то богатый дяденька захочет приобрести твоё творение, ты легко расстанешься с ним?

— Хоть и жалко, но продал бы, деньги всегда нужны, но вряд ли найдётся такой толстосумый покупатель. А вот на выставке хотелось бы показать свои корабли, может, найдутся и последователи, моего творчества, и своим опытом я бы с удовольствием поделился.

— Расскажи читателям об интересных фактах исторического линейного корабля Черноморского флота «Двенадцать апостолов». Думаю, им будет интересно.

— Назван корабль в честь библейских 12 апостолов и был последним из трёхпарусных линейных кораблей российского флота, носивших это имя. До этого одноименные корабли строились в 1788 году для Балтийского флота, а в 1808 году в Херсоне начались первые этапы строительства одноименного 110-ти пушечного для Черноморского флота. Этот корабль чем-то похожий на корабли «Париж», «Святой Иоанн Креститель», но с разными техническими возможностями. А именно этот корабль строился 3 года из-за нехватки рабочей силы. В 1811 году он вошёл в Чёрное море, на нём обучался экипаж, В плавании он находился мало, больше стоял в порту Севастополя, поэтому я отдал предпочтение его сородичу— кораблю, который принимал участие в Крымской войне в ноябре 1853 года под командованием вице-адмирала В.А. Корнилова. Корабль обладал красотой форм и изяществом, не имел себе равных по боевым качествам. Водоизмещение у него было 4790 тонн, глубина трюма −8,38 м, а осадка — 7,7 м. На нём находился экипаж 1000 человек. Это первый линейный 120-типушечный корабль этого класса, возводившийся на Николаевском судостроительном заводе с октября 1838 по май 1852 года.

— А на картине художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского изображён именно тот тип корабля, который ты, Володя, воспроизвёл в своём макете?

— Да, действительно он. А вообще-то художник нарисовал «Двенадцать апостолов» на 8 своих полотнах. И не зря 5 кораблей, в том числе и этот, побывали в Феодосии на праздничном чествовании художника.
Мне очень жаль, что в Крымскую войну при обороне Севастополя корабль был затоплен на рейде с целью заграждения входа неприятельских английских судов. В последствие поднять его не удалось. Пришлось при очистке бухты корабль взрывать, и остались на память о нём лишь штурвал из красного дерева в медной оправе и небольшая пробитая цистерна. Получилась печальная история, вздохнув, сказал Владимир Хабенюк.

— А чем тебе понравилась красавица-каравелла «Санта Мария»?

— На ней мореплаватель Христофор Колумб открыл Америку. «Санта Мария» разбилась в Рождество 1492 года у берегов Гаити из-за плохой её маневренности. Над этим флагманским кораблём трудился долго, ведь использовал натуральное дерево: дуб, бук, палисандр. Терпеливо их доставал. А над макетом судна «Сан Джованни Батиста» трудился 19 месяцев. Судно исторически интересно по-своему. Состояло в Великой Армаде, перевозило золото, драгоценные камни, пряности, пересекло Атлантику. Я могу о своих «детищах» рассказывать часами, но, знаю, всё не поместишь.

И я с ним вполне согласен. А для персональной выставки самобытный мастер судомоделирования вполне созрел. Об этом говорит и его жена Ирина, тоже творческий человек, хормейстер, поёт в народном вокальном квартете «Крила» Генического РДК. Дочь, Наталья, по образованию хореограф с прекрасным голосом, живёт и работает в Харькове. Семейное трио на нескольких районных и областных фестивалях занимало призовые места. Домочадцы всецело поддерживают кропотливый труд Владимира при постройке им своих исторических кораблей. Сейчас он вынашивает мечту создать макет колёсного парохода, и я верю, что он со временем пополнит его судомодельную коллекцию. А нам лишь остаётся пожелать талантливому семейству Хабенюков и личную жизнь всегда строить таким образом, чтобы двигаться к поставленной цели, словно Володины кораблики, минуя и преодолевая коварные волны, рифы и штормы, наслаждаясь творчеством и радуясь каждому дню!

Виктор Железняк
Фото автора