«Театр — пространство двухмерное» — так храм Мельпомены называет один из основателей возрожденного в 1999 году любительского театра «Ренессанс» Василий Воронов, подразумевая взаимную работу актеров и зрителей. В № 2 «Вестника» от 14 января мы уже писали об истории театров нашего города. Но тогда речь шла о старинных «Гиганте» и «Ренессансе», зародившихся более ста лет назад. Теперь же, ко дню театра, предлагаю окунуться в жизнь театра, появившегося в Геническе на рубеже прошлого и нынешнего веков.

Один лишь год

Началась эта история с агитбригады Виктора Петровича Железняка. Её название постоянно менялось в соответствии с поставленной темой. Поводов же для выступлений было достаточно: от уборки урожая и вплоть до политических событий. Возможность проявить себя у участников группы была постоянно.

Особенным же стал 1999 год, когда артисты заняли на конкурсе в Херсоне призовое третье место. Именно тогда, чувствуя прилив сил и энергии, небольшой коллектив задумался над тем, чтобы перейти уже на новый, более серьезный уровень. 30 октября 1999 года его участники твердо решили: театру «Ренессанс» быть.

И вот, работа закипела. За несколько недель выбрали произведение для постановки — «Про Федота-стрельца удалого молодца» Леонида Филатова, за месяц создали декорации, а через четыре месяца был готов и сам спектакль.

Говоря о декорациях, нельзя не вспомнить о Владимире Хабенюке, который сделал настолько чудесный трон, что он пришелся по душе не только зрителям, но и многим театралам, а уже после спектакля им неоднократно пользовались другие творческие коллективы.

14 мая 2000 года состоялась премьера спектакля, переросшая в настоящий аншлаг: все 260 зрительных мест в зале были заняты. Да и могло ли быть иначе? Актерское мастерство в сочетании с неординарными костюмами не могло не привлечь к себе внимание. Так, каждому ребенку знакомая по сказкам Баба Яга (Галина Чёрная) предстала перед зрителями в необычном наряде: в наушниках, солнечных очках и модной юбке. Не последнюю роль сыграло и само произведение, в актуальности которого невозможно усомниться.

С этого момента участники «Ренессанса» становятся поистине известными: их узнают на улице, а продавцы в магазинах здороваются и пытаются всячески актёрам угодить. Вот так, за один лишь год обычная агитбригада превратилась в полноценный театр.

 

Вызвать ненависть ещё надо уметь

После аншлага с первым спектаклем театралы решили бороться за звание народного театра. Для этой миссии решено было поставить весьма сложный трёхчасовой спектакль Валентина Распутина «Последний срок». Суть произведения весьма жизненна: к старушке-матери приехали взрослые деточки, мысли которых сосредоточены не на последней возможности побыть с матушкой, а на собственных проблемах и предстоящем наследстве.

Спектакль прошёл, как говорится, на ура. «Ренессанс» заполучил звание народного, а также получил официальные две ставки. Кроме того, наши театралы были отмечены и по другим критериям. Так, Галина Черная, сыгравшая вдвое старше своих лет матушку, была награждена за лучшую женскую роль.

Нельзя не упомянуть о реакции публики. Вот как вспоминает об этом Виктор Железняк, сыгравший роль одного из сыновей старушки: «Когда мы (детки матушки) уходили со сцены через зал, то не могли не заметить злого выражения лица зрителей. Они настолько поверили в игру актеров, что, казалось, готовы были забросать нас камнями».

 

И о классиках помнили, и о детях не забывали

Выбирая в дальнейшем произведения для постановки, театралы вновь обратились к творчеству Леонида Филатова. В результате зрители смогли лицезреть увлекательную комедию «Любовь к трём апельсинам».

Но не стоит считать, что участники «Ренессанса» ограничивались только современными писателями. Помнили они и о классиках, особенное внимание уделяя Антону Павловичу Чехову. На сцене Дома культуры ожили такие плоды творчества известного драматурга, как «Медведь», «Предложение», а также сборник произведений, объединенных одним название «Дежавю». Второй акт одного из этих спектаклей был записан на видео и смог получить публичный доступ. Возможно, этот случай остался бы незамеченным, если бы не одно но: спустя три месяца в Донецке поставили этот же спектакль, всё в точности повторив за участниками «Ренессанса». Факт плагиата можно расценивать как утверждение мастерства наших театралов.

Брались актеры и за детскую тематику. Особенно ярко прошёл спектакль «Храбрым станет тот», который при постановке был переименован в «Я считаю до пяти». Что интересно, в своём оригинальном варианте он был написан в стихотворной форме. Но благодаря трудам Вячеслава Черного, каждый персонаж этой доброй сказки буквально запел.

 

Творчество требует жертв

Для того, чтобы лучше понять жизнь театра и его участников, давайте озвучим несколько его особенностей. Так, многие ошибочно полагают, что известность тесно переплетается с имущественной выгодой. Да, возможно, если говорить о больших коммерческих театрах. Но мы говорим о народном «Ренессансе».
Посчитайте сами. Билеты на спектакль продавались по низкой цене — 2,50 гривны для взрослых, детям — 50 копеек, а инвалидам вообще бесплатно. Более того, на некоторые мероприятия, такие как День города, артисты давали спектакли бесплатно для всех без исключения. В то же время один только костюм стоил 360 гривен. Так, что искусство театра не для кармана, а для души.

Если же говорить о самих театралах, то следует отметить разношёрстность коллектива, в котором почти никто не имел актёрского образования. На сцене выступали представители различных профессий: и учителя, и сварщики-монтажники, и журналисты, и даже полковник в запасе. А в некоторых постановках участвовали даже дети. Основной же костяк творческой группы состоял из Василия Воронова, Владимира Чумакова, Виктора Железняка, Вячеслава и Галины Чёрных, Геннадия Пархоменко, Виталия Долгоневского и Александра Буцких. Впрочем, список талантливых артистов «Ренессанса» гораздо обширнее. Это и Галина Сокиркина, и Ирина Хабенюк, и Алёна Золотопуп, Елена и Дарья Бешимовы и многие другие, которые безвозмездно развивали культуру нашего города и близлежащих территорий.

Работа в театре — это не только выбор сценария, заучивание нескольких листов текста и актёрское мастерство выступления. Это также распределение ролей, подбор музыки, создание декораций и многое прочее. Только представьте: для каждого нового спектакля театралы создавали отдельные декорации, ни разу не используя один и тот же реквизит в разных постановках. Кроме того, имея постоянные проблемы с финансами, им неоднократно приходилось к кому-то обращаться, чтобы помогли в развитии народного творчества: не деньгами, так краской, тканью, гримом и прочим. Но, не смотря на все трудности, коллективу «Ренессанса» вполне удавалось показывать до десятка представлений в год.

Много усилий и нервов требовала творческая сторона театра. Ярким примером этому может служить один случай, рассказанный директором театра Василием Вороновым. Час ночи. Пустой зал. Среди зрителей один Василий Петрович: он внимательно смотрит на пустую сцену. Кто-то к нему подходит и немного возмущается: мол, что Вы тут делаете, поздно ведь уже. «Тише, — на полном серьёзе отвечает Воронов. — Не мешайте смотреть спектакль.» Да, далеко не каждый современный театрал решиться проводить ночь в пустом зале, чтобы полноценно рассчитать нюансы будущего спектакля.

 

Это еще не конец…

Несмотря на сильный творческий потенциал мастерского коллектива, в работе театра случился перерыв, длившийся с 2004 по 2005 год. И вот, в 2005 году театр снова дал о себе знать с новым спектаклем «Се Ля Ви». На этом мы пока что поставим точку. Но это не означает, что жизнь театра остановилась. Вовсе нет, впереди у «Ренессанса» ещё много чего интересного, в частности это и постановка серьезного, даже немного пугающего «Танца смерти», и использование современных компьютерных технологий в качестве декораций. Но это уже иной этап жизни храма культуры, о котором мы поговорим позже, дабы не смешивать две эпохи одного театра.

Василий Воронов (в центре), Вячеслав Чёрный (в верхнем ряду первый слева), Галина Черная (верхний ряд, третья слева), Вера Ховрина (верхний ряд, первая справа), Галина Сокиркина (верхний ряд, вторая справа), Алёна Золотопуп (верхний ряд, третья справа)

 

Спектакль «Храбрым станет тот». Слева направо: Галина Сокиркина, Виталий Долгоневский, Галина Черная, Елена и Дарья Бешимовы, Виктор Железняк

 

Фото со спектакля по Чехову. Елена Бешимова (третья слева), Вера Ховрина (четвертая слева), Галина Черная (пятая слева), Виталий Долгоневский (крайний справа)