Брошюры, афишы, визитные карточки… Эти слова часто воспринимаются как обыкновенная реклама. Но что, если какому-нибудь из этих предметов уже исполнилось больше сотни лет? Вот видите: одна фраза — и ваше мнение начинает меняться. А ведь несколько подобных предметов находится в нашем музее: афишы некогда знаменитых местных театров «Гигант» и «Ренессанс». Эти жёлтые, весьма простенькие плакаты продолжают напоминать собой о былом родного края.

Так давайте же взглянем на культурную историю дорогого нам Геническа.

ГИГАНТ

НАЧАЛО

Строить здание театра «Гигант», ныне известного как районный дом культуры, начали под руководством Л. Прихненко в 1910 году, а закончили весьма скоро — уже в 1912 г.

Стоит отметить, что до революции 1917 года театр был частной собственностью: хозяин использовал его подвалы для хранения зерна, и лишь зимой приглашал артистов из разных мест, которые и выступали на его сцене.

В первые же послереволюционные годы театр часто использовался не для постановки спектакля, а для проведения партийных и комсомольских собраний. В этот непростой период в здании не было даже стульев, их заменяли досками, положенными на кирпичи.

Но были всё же и проблески. К примеру, период 1919-1922 годов, когда пост заведующего театром занял Сергей Уралов. В дальнейшем он станет оператором на «Мосфильме», военным корреспондентом и даже лауреатом Сталинской премии. Не удивительно, что такой творческий человек был одним из тех, кто вдохнул в театр «Гигант» жизнь.

К сожалению, когда он уехал, работа заведения замерла. И лишь через несколько лет, в 1924 году, появились неравнодушные к искусству и взялись за восстановление театра: собственноручно ремонтировали помещение, несли из дому реквизит, сшивали занавес…

Заметив загоревшийся энтузиазм, из Киева приехала супружеская пара актеров и подарила образовавшейся группе украинские костюмы. С этого момента жизнь «Гиганта» закружилась с большей скоростью: действует три труппы (русская, украинская и еврейская), все 450 мест постоянно остаются заполненными, актёров узнают на улице.

Кажется, ничто не остановит взлетевшего до значительных высот театра. Но всё перечеркнула кровавая война.

ПОСЛЕ МНОГИХ ПОТЕРЬ

Ничто не могло спастись от Великой Отечественной войны. Кто-то из актеров так и остался лежать на поле боя, а кому-то всё же удалось избежать жестокой смерти и вновь взяться за любимое дело.

Не может остаться без внимания судьба Евгения Рассказова: потеряв в бою за Новороссийск ногу, он после возвращения в родной Геническ всё же продолжает свой путь к искусству, целое десятилетие проработав директором Дома культуры.

Пережив ужасные потери, «Гигант» в очередной раз ожил. Неоднократно менялись его названия: после 20-го года — «Народный дом», по документам начала 1944 года — Генический городской театр имени В. И. Ленина, с июня 1944 года — второй Херсонский передвижной украинский драматический театр, с 1949 года — Дом культуры. Неоднократно были взлёты и падения.

С трудом пережив послевоенное восстановление, некоторое время коллектив жил относительно спокойно. Всё изменилось после того, как театр стал домом культуры: реквизит, костюмы и декорации забирает Херсон, из-за чего оставшимся артистам приходится с нуля создавать свою драмтруппу. Но не смотря на все препятствия и невзгоды, театр продолжал жить.

МИРОВЫЕ ЛИЧНОСТИ

Как можно понять из вышесказанного, театр «Гигант» был весьма на высоком уровне мастерства и популярности. Но похвалиться он мог не только собственным актёрским составом, а и всем известными личностями, которые были так или иначе связаны с ним.

К ним относится и писатель Антон Чехов, поддерживающий отношения с актёрами-любителями, и младший брат Ленина Дмитрий Ульянов, который периодически посещал театр, и даже телепат и гипнотизёр Вольф Мессинг, в 1949 году выступавший с концертом в стенах «Гиганта».

Вольф Мессинг

Нельзя не вспомнить и о эстрадном артисте Леониде Утесове. Летом 1914 года он, в составе передвижного театра «Мозаика», приехал в Геническ с гастролями. А чтобы увеличить сбор, Леонид Осипович немного приукрасил ситуацию, написав на афишах, что в театре начинает гастролировать бразилец Джон Джонсон. Но сия выдумка потерпела поражение: пристав запретил представление и велел немедленно покинуть город.

Трудно представить, что это всё происходило в нашем родном Геническе.

Леонид Утесов

РЕНЕССАНС

ЗАРОЖДЕНИЕ

К сожалению, об истории этого театра сохранилось не так много информации. Но факты о том, как он появился, достаточно подробны. Как известно, всё началось с состоятельной семьи Богославских.

После смерти отца, владельца крупнейшей в городе кондитерской, Адольф получает по страховке 1000 рублей, которые, по совету родных, он вложил в строительство театра. Купив здание соляного склада, он приспособил его под зрительный зал и пристроил к нему фойе. Таким нехитрым образом в том здании, где ныне находится кафе «Манхеттен», в далёком 1914 году появился театр «Ренессанс», который был одновременно ещё и иллюзионом, или проще говоря — кинотеатром.

Что интересно: во времена Новой экономической политики (1920-ые годы) в этом же театре, в буфете работала жена Адольфа, в девичестве — Пухович.

ЗНАМЕНИТОСТЬ

Да, театр «Ренессанс» не посещали люди с мировым именем, но с ним тоже связаны личности, которые внесли свою лепту во всеобщее развитие искусства.

Особенное место среди них занимает достаточно известный оператор Михаил Глидер. Именно здесь, в театре «Ренессанс», он, будучи обыкновенным тринадцатилетним мальчишкой, около четырех лет обучался у киномеханика деталям искусства кино.

Михаил Глидер

Это позже он станет оператором киногруппы Дальневосточного военного округа, Киевской кинофабрики «Украинфильм», студии «Союзкинохроника», и только в дальнейшем его съёмки войдут в фильмы «Битва за нашу Советскую Украину», «Народные мстители» и прочие. Здесь же он всем запомнился как обыкновенный парнишка, полный энергии и энтузиазма.

МЕТАМОРФОЗЫ

Подобно своему старшему брату «Гиганту», театр «Ренесанс» тоже не смог прожить без изменений. Уже в советское время он сменил свое название на «Спартак», просуществовав под новым именем вплоть до 1990-ых годов. Нам же, жителям нынешнего века, это здание запомнилось как одно из десятков кафе с громким названием «Манхеттен».

* * *

И сейчас в Доме культуры бывают спектакли, и даже существует группа «Ренессанс». Но глянем правде в глаза: это уже совсем не то, что было раньше. Так что, ту культуру уже не вернуть?

Ведь мы видим, что проблема не в материальном вопросе: люди даже после ужасающей войны несли что-то из дому, своими руками все строили и шили. Так что нам мешает это повторить это вновь?