Дом № 109 на улице Дружбы, единственной в Ярошке, отличается от других. Вернее, не сам дом, а двор. На ворота и гараж умостились железные петушки, на самом верху арки флажок и звезда тоже из железа.
— Хозяин кузнецом был, — замечает мой заинтересованный взгляд председатель Щорсовского сельсовета Владимир Шарлай, с которым мы заходим в дом к Галине Тимофеевне Собчук, отпраздновавшей недавно 90-летний юбилей.
Юбилярша сидит за столом, положив руку на «Вестник Приазовья плюс».
— Галина Тимофеевна, Вы видели в нашей газете поздравление Вам? — спрашиваю, поздоровавшись.
— Конечно! То всё внучки мои, дай им Бог здоровья! И поздравление написали, и стол накрыли.
— А как отпраздновали свой день рождения?
— Хорошо, ой хорошо, очень хорошо! Посидели с подружками за столом, а потом они приехали поздравлять, — бабушка показывает на Владимира Николаевича.

С днем рождения долгожительницу поздравляла делегация из сельсовета
Внучкам Юле и Оле накрывать стол помогал сын Галины Тимофеевны Сергей Иванович, который живет в одном доме с матерью. Другой сын Анатолий Иванович проживает в Севастополе. Кроме двух сыновей, у долгожительницы — 5 внуков и 5 правнуков. Самой младшей правнучке — 7 лет, она закончила первый класс.
Родилась Галина Тимофеевна 10 июля 1930 года в Винницкой области, в Могилев-Подольском районе. Но большую часть жизни прожила в Ярошке.
В 1947 году она попала на Донбасс, в Макеевку. В 1946 и 1947 годах был сильный голод. И когда вербовщики предлагали ее односельчанам ехать на Донбасс, не раздумывала. Даже пожилые женщины, вспоминает, ехали. Что ж ей, молодой, дома оставаться? Тем более, что из родных на тот момент у нее уже никого не осталось.
В Макеевке 7 лет проработала на стройке. Всё тогда делали вручную. Копали котлованы, заливали их бетоном, носили носилки. За тяжелый труд давали по 800 г хлеба. Половину женщина продавала.
— Даже не хочу вспоминать, как ту жизнь провела, — бабушка начинает плакать — Отец только с войны пришел, умер от голода. Мать умерла. Сестру я сама хоронила. Не хочу, чтобы кто-то пережил то, что я пережила в своей жизни…
На Донбассе Галина Тимофеевна вышла замуж. Свекровь, приехавшая с Западной Украины, жила в Ярошке. Позвала к себе и сына с невесткой. В 1954 году молодые переехали, сразу же начали работать в колхозе.
— Ванька мой, Иван Демьянович, был хорошим кузнецом. Они знают, бабушка снова показывает на Владимира Шарлая.
— Да-да, — кивает председатель. — С дядей Ваней мы были в хороших отношениях.
— Девять лет его нет уже, — продолжает долгожительница. — Мужик был хозяйственный. Всё хозяйство на нем держалось. Свиньи, корова. Мое дело было только подоить.
В колхозе Галина Тимофеевна работала в полевой бригаде, в курятнике, телятнике. Вспоминает, что только месяц после первых родов прошел, как ее забрали на работу. Сына приносили в поле, чтобы покормила.
Иван Демьянович, работавший на Донбассе на паровозе, стал кузнецом. Но и трех месяцев не проработал, как его забрали в армию. Три с половиной года служил в Москве. Когда ему предложили там остаться, жена расплакалась: «Бросить меня хочешь!» Пришлось солдату возвращаться в Ярошок.
«За долголетний добросовестный труд в колхозе, высокие производственные показатели, успехи в социалистическом соревновании, активное участие в общественной жизни» Иван Демьянович и Галина Тимофеевна были награждены множеством грамот и медалей. Взяв их в пригоршню, другой рукой опираясь на палку, долгожительница выносит награды из комнаты сына.
— Если бы не сын, — говорит, — не знаю, что бы и делала. В дом престарелых, наверное бы, пошла.
Утешением бабушки является телевизор. Он у нее широкоэкранный, плазменный. Старший сын подарил.
— А что любите смотреть?
— Сериалы.
— Про любовь?
— Да, — смеется бабушка.
Рядом с нашей газетой на столе лежит тонометр.
— У Вас — давление?
— Когда есть, когда нет. Позавчера, например, его вообще не было.
У долгожительницы — гипотония. Для поднятия давления принимает… черный шоколад.
— Не люблю его, — признается. — Но он всегда под рукой. Только получу пенсию, сразу на 50 гривен покупаю две шоколадки.
— Галина Тимофеевна, в чем секрет долголетия?
— В хорошей семье. Муж у меня был хороший. Сыновья — не наркоманы, оба военные. Жаль, только старший приехать не может. Служит в Севастополе в секретной части.
Не выездной. Но года три тому назад я у него была в гостях. Односельчанин машиной возил.
— Всякое было в жизни, — продолжает бабушка. — В каждой семье гостем никто не прожил. Но мы с дедом больше 50 лет жили вместе и не разводились никогда.
— А вера в Бога Вам помогает? — указываю на икону за спиной бабушки.
— Да. У меня по всем комнатам — иконы. А как же еще? Родители наши были с иконами и мы — с иконами. Раньше я и в церковь ходила, на Пасху обязательно. Сейчас и за двор выйти не могу.
Во дворе напротив, кстати, живет подруга Галины Собчук Полина Крыжко, отпраздновавшая 12 апреля 95-летие.