С недавних пор пользователи «Facebook» могут видеть фотографии геничанина Сергея Григорьева с созданными им композициями из камней. Лично меня, скажу честно, не так захватывают их формы (хотя и формы тоже), как вопрос баланса. Как они могут держаться, не падая? Неделю назад, когда мы пригласили в редакцию автора, у меня появилась возможность задать этот и другие вопросы.

Подобные фотографии автор помещает в «Facebook» почти каждое утроПодобные фотографии автор помещает в «Facebook» почти каждое утро

— Сергей Степанович, откуда взялось это увлечение и как давно Вы им занимаетесь?

— Совсем недавно, в прошлом году. Обычно по утрам я гуляю по берегу моря с собакой. Ее зовут Бэрри. Покупал ее как лабрадора, но она оказалась не лабрадором. Все равно умная собачка получилась. Она — мой единственный зритель…

Сергей Григорьев называет Бэрри единственным зрителемСергей Григорьев называет Бэрри единственным зрителем

— Почему единственный? Ваши фотографии в «Facebook» десятки просмотров набирают.

— Ну, да. Так вот, я очень люблю рассвет, люблю встречать солнце. Как-то обратил внимание, как солнце пробивается через камни. Решил попробовать поднять камни повыше. Собственно, с этого все и началось. Потом начал эти действия усложнять. Решил, что нельзя ставить прозаически. Надо искать что-то особенное, создавать какой-то образ, чем-то задаваться, иначе будет просто неспортивно. А так, как у меня по жизни все через спорт идет, поставил себе планку делать так, чтобы это было очень сложно. 

Иногда бывает, делаешь-делаешь, и вот ставишь последний камешек, а оно все рушится. Тогда заново делаю.

Если композиция рушится, художник создает ее зановоЕсли композиция рушится, художник создает ее заново

— Не сдаетесь?

— Нет. Люблю эти тактильные ощущения. Когда пальцами чувствуешь, как камень может стать, а как не может. Ищешь эти миллиметры. В этом нет ничего сложного. Думаю, каждый сможет. И времени не очень много на это уходит.

— Но все равно надо упорство и усидчивость.

— Для любого дела надо упорство и усидчивость. Только тогда можно чего-то достичь.

— Какая самая большая по количеству камней конструкция?

— Около 12 камешков было.

— Влияет ли погода на Ваше творчество?

— Очень влияет. Если ливень, не выходу на улицу. А ветер сильно влияет на баланс…

В каждом камне есть свой стержень, который надо нащупать, центр тяжести. Камень можно противовесить, наклонить, но верхний должен все уравновесить.

— Камни для Вас живые?

— Да, я их чувствую… Некоторые стоят очень долго. Как-то простояли неделю. Поставил, поехал в Харьков. Приезжаю — стоят до сих пор. А так обычно они на следующий день падают или от ветра или от руки человека.

Сергей Григорьев чувствует каждый каменьСергей Григорьев чувствует каждый камень

— Не было у Вас мысли выставку фотографий сделать?

— Во время последнего визита наших художников в Херсон для выставки взяли 5 или 6 моих фотографий. На трех фотографиях были мои каменные образы. Люди сразу же ими заинтересовались.

29 октября художники Геническа ездили с фотовыставкой в Херсон29 октября художники Геническа ездили с фотовыставкой в Херсон (Александр Прихненко)

Фотографий много накопилось. Утром сначала я просто пробегусь, потом возвращаюсь, беру собаку и фотоаппарат. У меня старенький «Никон», зеркалка. Люблю еще снимать просто солнце, рассвет.

Художник очень любит фотографировать рассветХудожник очень любит фотографировать рассвет

— Расскажите биографию? В каком возрасте проявилась любовь к художеству?

— Родился в Краматорске в 1958 году. Отца практически не знал — родители разошлись, когда мне было чуть больше двух лет. Он был скульптором и, наверно, мне передалось это по генам. 

В школе все время рисовал, выпускал стенгазеты, в кружок ходил. Несколько раз поступал в художественное училище, после восьмого и десятого классов, но не проходил по конкурсу. Потом решил избрать близкую к художеству профессию. Поступил в Харьковский институт, получил специальность архитектора.

Во время одного из мероприятий генические художники сфотографировались почти в полном составеВо время одного из мероприятий генические художники сфотографировались почти в полном составе (Александр Прихненко)

В 1981-ом году после окончания института 2 года работал по направлению в Херсоне. Там же женился — и остро встал вопрос жилья. Искал варианты, где можно купить жилье недорого. В 1983-м мне предложили работать городским архитектором в Геническе с предоставлением жилья. 

Думал, приеду ненадолго. Ведь, Харьков и Херсон — такие большие города. Тут приезжаю — райцентр, а по сути, деревня. Но оно засосало. Это море, воздух, бескрайние просторы, крики чаек. Живешь — и отдыхаешь.

Сергей Григорьев не представляет своей жизни без моря, бескрайних просторов и криков чаекСергей Григорьев не представляет своей жизни без моря, бескрайних просторов и криков чаек

— Сколько лет Вы уже на пенсии?

— Два года.

— Причину Вашего ухода из горсовета можете назвать?

— Я трижды уходил и трижды возвращался. Очень тяжелая работа. Не физически. Нервная очень. У меня было нервное истощение, бессонница, срывы. Да и для творчества никакого времени не оставалось.

Сергей Григорьев получает грамоту от городского головы, как автор Майданчика государственностиСергей Григорьев получает грамоту от городского головы, как автор Майданчика государственности (Александр Прихненко)

И только сейчас у меня есть возможность выставить свои работы, сложить камешки, нарисовать картину, побегать с фотоаппаратом, ну и здоровье подтянуть.

— А Улитка на Аллее сказок  — это Ваш проект?

— Там почти все мои проекты. Начиная с Маши и Медведя. Я их разрабатывал, а Машу еще и как скульптор помогал лепить. 

После были казаки. Я делал эскизы. В первоначальном варианте они должны были сидеть сверху бочек и смотреть в разные стороны. Было бы интересно, там я тоже на баланс рассчитывал, но для безопасности их решили опустить вниз.

Бегемотов тоже я рисовал. Комплекс Простоквашино. Улитку. И павильоны разрабатывал. Робокопа лично лепил. Разработал солнечные часы. 

Эскизов дома куча. Это тоже на выставку потянет. 

Хочу сказать о деревянных срубах в конце Аллеи. Это такое чудачество, которое никуда не вписывается. Я очень возмущаюсь. И с Тулуповым говорил, что это надо срочно убрать.

— Как начиналась Аллея сказок?

— Вначале просто хотели поставить деревянный киоск с мороженым. Я вмешался. Сказал, что у нас город непривлекательный, зацепиться взглядом не за что. Надо создавать какие-то изюминки. Сделал несколько эскизов.
Идея была, что Медведь тянет свою тележку, а Маша идет ему навстречу. Но скульптор предложила посадить Машу на плечо. 

Аллея сказок начиналась с Маши и МедведяАллея сказок начиналась с Маши и Медведя (Виктория Гринечко)

Людям понравилось. Мы поняли, что надо продолжать. А само название «Аллея сказок» родилось немножко позже.

— Откуда Вы так хорошо мультики знаете?

— Я не очень хорошо их знаю. Просто раньше «Машу и Медведя» каждый день утром крутили по телевизору. Я собирался на работу и смотрел.